«Голубое топливо» в отдаленных территориях. Перспективы развития рынка СПГ

С 17 по 18 марта в Москве проходит VII международный «СПГ Конгресс Россия 2021», на котором специалисты ищут решения для развития одного из самых стратегически важных направлений в газовой индустрии — производства и становления рынка сжиженного природного газа. Ежегодно в мероприятии принимают участие более 250 российских и зарубежных компаний, участвующих в строительстве крупно-, средне- и малотоннажных заводов по производству СПГ.

На вопросы АиФ.ru о перспективах уральского сжиженного газа ответил генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Алексей Крюков. Возглавляемое им предприятие имеет уникальный опыт в области малотоннажного производства и применения СПГ.

— Алексей Вячеславович, у вас на предприятии ровно 10 лет назад началась опытно-промышленная эксплуатация комплекса по малотоннажному производству СПГ по собственной технологии. Что за технология?

— Это наше ноу-хау, которое было запатентовано в 2014 году. В основе — принцип использования источников энергии, являющихся, по сути, энергетическими потерями при магистральном транспорте газа. Нашим инженерам удалось найти способ, как эффективно использовать эти потери, применив уникальную технологию использования кинетической энергии газа для производства СПГ. Давление в магистральном газопроводе достигает 75 атмосфер. На ГРС оно понижается до 3–12 атмосфер. При редуцировании выделяется большое количество «бросового» холода, который и используется для сжижения природного газа. Расходование энергии на производство СПГ по турбодетандерному циклу в 13 раз меньше, чем при применении традиционной технологии с полным ожижением газа.

— Речь идет о малотоннажном производстве. То есть объемы не очень большие. Кто тогда является потребителем вашего СПГ?

— Тут вы совершенно правы. Большое производство требует гарантированного крупного потребителя. Наш комплекс — это 3 тонны СПГ в час. Соответственно, мы и ориентированы на небольших потребителей, и они есть.

Еще в 2011 году в Свердловской области был запущен пилотный проект альтернативной газификации поселка Староуткинск. Реализация проекта стала возможна благодаря сотрудничеству с Правительством Свердловской области. В поселке был построен комплекс по приему, хранению, регазификации сжиженного газа для последующей подачи в сети низкого давления и две блочно-модульные газовые котельные. Емкости хранения обеспечивают запас топлива на пять суток при пиковых зимних нагрузках. СПГ поставляется в Староуткинск метановозами. Все эти годы проект работает как часы.

— А ведь предприятие и на внешний рынок поставляло СПГ?

— Мы продолжаем это делать. Началось все в конце 2016 года, когда «Газпром экспорт» и казахстанская Global Gas Regazification, входящая в группу компаний Global Gas Group, подписали первый в истории контракт на экспорт российского СПГ в Казахстан. В январе 2017 года на нашем комплексе состоялась отгрузка дебютной партии сжиженного газа автомобильным транспортом в Казахстан. По этому контракту в течение трех первых лет наше Общество отгрузило в общей сложности почти 20 тысяч тонн СПГ. Рекордным же стал 2019-й, когда мы поставили в Казахстан более 9 тысяч тонн готовой продукции.

— Возвращаясь к внутреннему рынку, хотелось бы спросить о дальнейших перспективах газификации страны с использованием СПГ. Наверняка кроме Староуткинска есть и другие территории, куда голубое топливо может прийти в виде СПГ?

— Вы правы. Для России с ее огромной газотранспортной системой эта технология может иметь широкие перспективы. Именно как инструмент автономной газификации отдаленных территорий. Тут, конечно, нужна политическая воля региональных властей, так как подобные проекты должны инициировать именно они. Например, в Свердловской области после успешной реализации «пилотника» в Староуткинске было принято решение осуществить альтернативную газификацию еще одной территории — Шалинского городского округа. Мы тоже участвуем. Специалисты нашей компании проектируют комплекс по приему, хранению, регазификации сжиженного газа.

— А существующих объемов производства хватит?

— Вполне, если мы говорим о тех потребителях, которые есть сейчас. Но для того, чтобы в будущем таких проблем не возникло, нами реализуется проект строительства еще одного комплекса по производству СПГ на ГРС № 1 города Нижний Тагил. Его производительность по проекту будет составлять 5 тонн СПГ в час. И тут мы рассчитываем на то, что наша продукция будет востребована еще и как газомоторное топливо. К примеру, в Нижнем Тагиле работает два крупных предприятия — Уралвагонзавод и НТМК. У них большие автопарки грузовой техники. А рядом Качканарский ГОК «Ванадий» — это карьерные самосвалы, которые сегодня выпускаются с газомоторным оборудованием.

Да и муниципальный транспорт в Нижнем Тагиле не надо сбрасывать со счетов: в таких промышленных городах вопросы не только экономики, но и экологии всегда были актуальны. А природный газ, как ни крути, самое чистое моторное топливо.