История компании

Предприятие «Газпром трансгаз Екатеринбург» (первоначальное название — Управление магистральных газопроводов «Бухара — Урал») образовано 28 января 1964 года. Предпосылкой его создания послужило строительство новой газовой магистрали.

В те годы трасса «Бухара — Урал», гигантская железная «вена» протяженностью более 4000 км, стала самой эффективной на земном шаре газотранспортной системой с рекордными объемами подачи газа.

Сотни километров газопровода "Бухара — Урал" пролегли по пескам, почти тысяча — по степным малообжитым районам

Сотни километров газопровода «Бухара — Урал» пролегли по пескам, почти тысяча — по степным малообжитым районам

Магистраль тянули с юга страны до полярного пояса, от узбекского Газли через песчаные пустыни среднеазиатских республик на Урал. Больше других регионов газ был необходим именно Уралу, где в военные и послевоенные годы сосредоточилась значительная часть промышленного потенциала страны.

С заводов потоком шли техника и материалы, из разных городов приезжали рабочие и специалисты. Челябинский, Харцызский и другие трубопрокатные заводы в кратчайшие сроки наладили производство трубы диаметром 1020 мм взамен прекращенных поставок германского концерна «Маннесманн».

ЦК ВЛКСМ объявил газопровод Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На всем протяжении трассы возводились огромные корпуса компрессорных станций, где монтировались мощные газоперекачивающие агрегаты, строились поселки газовиков со всей инфраструктурой.

Пройден первый участок газопровода "Бухара — Урал". Встреча строительных колонн, шедших от Газли и Аму-Дарьи

Торжественный митинг, посвященный завершению строительства первого участка газопровода «Бухара — Урал»

Трасса магистрального газопровода «Бухара — Урал» отличается от других тяжелейшими условиями: различные по климату, почве, гидрогеологическим особенностям районы, ненаселенная территория, бездорожье. Почти четыреста километров магистрали пролегли по скальным грунтам, столько же — по барханным, ячеистым и щебеночным, более сотни километров — по пескам, около тысячи — по степным малообжитым районам. Газопровод «Бухара — Урал» пересек 625 естественных и искусственных преград, в том числе 14 рек и крупных каналов, 437 мелких каналов, арыков и ручьев, 68 балок и оврагов, 22 болота, 19 железных и 650 автомобильных дорог.

Несмотря на значительные трудности, с которыми пришлось столкнуться строителям, газ на Урал пришел точно в установленный срок. Вслед за Магниткой, Челябинским тракторным и Челябинским трубопрокатным заводами в 1964 году голубой факел запылал в Свердловске и Нижнем Тагиле. Главная задача — перевести на природный газ промышленные предприятия Челябинской и Свердловской областей — была решена.

Этот мощный индустриальный прорыв в развитии края способствовал его значительному экономическому росту. А для нового предприятия — Управления магистральных газопроводов «Бухара — Урал» — трудности эксплуатации знаменитой трассы только начинались.

Строители газопровода

Строители газопровода

При строительстве газопровода никто не знал, как поведут себя тысячи километров железной линии при столь резких климатических и ландшафтных контрастах. Эксплуатационники рассчитывали, что магистраль будет служить до планового капитального ремонта, но надежды не оправдались. В начале семидесятых массовые разрывы стали для газовиков неприятным сюрпризом: труба рвалась из-за отсутствия электрохимической защиты и плохого качества изоляции, защищавшей газоносную артерию.

Проблема жизнеспособности газопровода вышла на первый план, и для ремонта трубы были организованы ремонтные бригады внутри районных управлений. В 1972 году создано ремонтно-строительное управление № 2 в г. Магнитогорске (ныне УАВР-2), следом появились еще несколько подразделений, а в 1978 году все они были объединены в строительный трест «Уралремстройтрансгаз». Так постепенно на предприятии формировалась система капитального ремонта, проводились мероприятия по обеспечению работоспособности трассы. Это во многом определило успех масштабной операции по капитальному ремонту магистрального газопровода «Бухара — Урал».

«Уралтрансгаз» — такое наименование получило Управление магистральных газопроводов «Бухара — Урал» в 1974 году — первым в Министерстве газовой промышленности освоил ремонт и строительство магистрали силами собственных подрядных организаций. Трудно давшийся практический опыт стал «учебным пособием» для газовиков всей страны и позволил Газпрому найти верную концепцию реконструкции и развития магистральных газопроводов.

1964 год, строительство последних километров магистрали "Бухара — Урал" под Свердловском

1964 год, строительство последних километров магистрали «Бухара — Урал» под Свердловском

Газлинского месторождения хватило лишь на 20 лет, но к тому времени, как они истощились, уже шла активная эксплуатация северных месторождений. Оттуда и стало поступать на Урал голубое топливо — по газопроводу «Игрим — Серов — Нижний Тагил», затем по магистрали «Уренгой-Челябинск».

История предприятия тесно связана с историей страны: в восьмидесятые годы Трансгаз привыкал к демократии и новому мышлению, перестраивался, постигая основы рыночных отношений. И, несмотря на глобальные перемены и преобразования, сохранил ведущие позиции в экономике региона.

В трудные девяностые предприятие училось жить по-новому, примеряя к себе малознакомые понятия — «маркетинг», «бартер», «живые деньги». Перерождение сознания давалось тяжело: ломался привычный уклад, рассыпались экономические связи, рушилась социальная сфера. Принимая условия, продиктованные рыночной экономикой, в 1992 году в «Уралтрансгазе» создали коммерческий центр, первый в системе Газпрома. Газовики сами взаимодействовали с потребителями, налаживали систему поставок газа, находили средства для проведения ремонта, решали проблему задолженности по заработной плате.

В 1993 году Государственное предприятие «Уралтрансгаз» было преобразовано в Предприятие по транспортировке и поставке газа «Уралтрансгаз» и включено в состав Российского акционерного общества «Газпром».

В связи с переходом на единый фирменный стиль ОАО «Газпром» в 2008 году ООО «Уралтрансгаз» переименовано в Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург».

Сегодня это системообразующая газотранспортная компания Урала, во многом определяющая динамику социально-экономического развития промышленного региона.

В январе 2019 года предприятие «Газпром трансгаз Екатеринбург» отметило 55-летний юбилей.