Развитие рынка. Как работает отечественный сектор сжиженного газа?

Вопросы газификации — одни из приоритетных. Тем более что сегодня есть разные варианты топлива. Один из востребованных сейчас — сжиженный природный газ.

На форуме «ТЭК России в XXI веке», который состоялся в Москве, отдельное внимание было уделено вопросам развития отечественного рынка сжиженного природного газа (СПГ). О перспективах малотоннажного производства СПГ «Аргументам и Фактам» рассказал генеральный директор уральской дочки Газпрома ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Алексей Крюков.

— Алексей Вячеславович, ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» по итогам прошлого года произвело треть всего российского малотоннажного СПГ — около 10 тыс. тонн. В чем секрет успеха?

— Никакого секрета нет. У нас темой малотоннажного производства СПГ занимаются почти 20 лет. За эти годы накоплен большой опыт как в технологическом плане, так и в сфере применения и использования СПГ. К примеру, на базе нашего Общества проходили испытания карьерной техники, железнодорожных газотурбовозов. Активно применяется сжиженный метан при проведении ремонтов газопроводов, когда мы вынуждены приостанавливать транспорт газа: чтобы не оставлять потребителя без голубого топлива, подвозим СПГ к месту работ, регазифицируем его и подаем в магистраль. Это наша запатентованная технология, она нашла применение во многих дочках Газпрома. Пилотный проект по альтернативной газификации отдаленной территории в Свердловской области реализован на наших разработках и с нашим участием. Отсюда и результат.

— С развитием газомоторного рынка в России, безусловно, будет расти и рынок малотоннажного СПГ. Появятся новые игроки. В условиях конкурентной борьбы в чем видятся преимущества вашего СПГ?

— Нюансов много, но основных преимуществ, наверное, два. Во-первых, уникальная технология. Она позволяет получать продукцию по более низкой цене, чем у тех, кто делает СПГ по традиционному способу. В себестоимости продукции большую часть съедает электроэнергия, необходимая для выработки СПГ. Технология, используемая на газораспределительной станции № 4 г. Екатеринбурга, подразумевает использование не электрической, а «бросовой» энергии — холода, который выделяется на ГРС в момент редуцирования, снижения давления газа. Благодаря этому ноу-хау цена килограмма нашего СПГ может быть значительно ниже, чем у конкурентов.

Во-вторых, у нас крайне рациональный подход к проектированию комплекса по производству СПГ. И над проектом работают наши специалисты, мы его никому не заказываем: все делает инженерно-технический центр «Газпром трансгаз Екатеринбург».

Опираясь на информацию, которой я владею, могу сказать, что сегодня на рынке стоимость комплекса производительностью до 5 тонн СПГ в час составит примерно 2 млрд рублей. У нас вместе с НИОКРом получится значительно дешевле, раза в два. Я говорю о комплексе, который «Газпром трансгаз Екатеринбург» по согласованию с Газпромом будет строить недалеко от Нижнего Тагила. Этот проект уже близок к процессу реализации.

— А откуда берется такая разница в стоимости проектов?

— Понимаете, мы не проектируем по типовой технологии. У нас костюм, как говорится, точно по фигуре. В зависимости от входных характеристик можно изменять параметры технологических процессов и ход технологического процесса. Если прибегать к услугам лицензиара, то нужно проектировать так, как тебе сказали. Мы сами глубоко залазим в процессы и видоизменяем их так, как хотим, максимально адаптируя под нужные условия, под конкретного потребителя. Это очень важный момент.

Не понимая, кому предназначен продукт, приходится изначально проектировать комплекс так, чтобы СПГ был сделан с максимальным качеством. Его труднее получить, он более чувствителен к вредным примесям. Безусловно, СПГ будет высокого качества, однако это не всегда нужно. Тут как с бензином: какая-то машина может ездить на 92-м, а где-то нужен только 95-й. Когда мы точно знаем, кто и где будет его потреблять, можно сделать СПГ под этот конкретный запрос. Например, производить его при большей температуре. Он будет более толерантным к различным примесям, у него будет максимальная растворимость по СO2. Здесь мы выигрываем в капитальных, а в последующем и в операционных затратах.

В этом и есть наше основное преимущество: мы владеем всей цепочкой — от начала и до конца, благодаря чему оптимизируем все процессы, начиная с проектирования комплекса.

— Оптимизация — хорошо, но все-таки качество продукции — тоже важная конкурентная позиция.

— Вопросами повышения качества СПГ мы активно занимаемся последние три года. В частности, наши специалисты глубоко погрузились в процессы сорбции и десорбции, то есть очистки газа. И очень продвинулись в теории. Были проработаны вопросы по низкотемпературной очистке, по мембранным технологиям и т. д. Однозначно это будет способствовать как получению более качественной продукции, так и более высокому качеству проектирования новых объектов.

— Вы сказали про комплекс по производству СПГ вблизи Нижнего Тагила. Там будут реализованы эти наработки? Сильно он технически и технологически будет отличаться от комплекса, который вы эксплуатируете в Екатеринбурге?

— По набору аппаратов и другого оборудования — нет, в теоретическом плане — да. Мы изучили 13 схем сжижения природного газа. Наша цель — получить достаточно высокое качество СПГ, чтобы не было накопления тяжелых углеводородов. Пришлось много нового там применить. К примеру, промежуточную сепарацию для вывода тяжелых компонентов из цикла. Это была кропотливая научная работа. Нам удалось сложить некий компромиссный вариант, который помог обеспечить и качество, и необходимую производительность комплекса.

У нас есть запатентованная технология, реализованная на ГРС № 4 г. Екатеринбурга. А здесь получилась фактически новая технология, которая также может претендовать на патент.

— Как оцениваете перспективы малотоннажного СПГ в нашей стране? Как быстро будет расти этот рынок?

— В первую очередь это автомобильное топливо будущего. Сегодня в России растет сеть автозаправочных станций «Газпром газомоторное топливо». Это процесс, который будет набирать обороты. Мы свой новый комплекс по малотоннажному производству СПГ также рассматриваем в привязке к крупным потребителям, к горнопромышленному кластеру Среднего Урала. Это и Нижнетагильский металлургический комбинат, где эксплуатируется огромный парк автотехники, и карьерные самосвалы Качканарского ГОКа и т. д.

А насколько интенсивно будет развиваться этот рынок, в значительной степени зависит от органов власти на местах. Если муниципалитеты начнут переводить общественный транспорт на газ, то это создаст предпосылки роста. Я уверен, что это будет происходить. Вопрос лишь во времени.

Малотоннажный СПГ может занять свою нишу и в таком секторе, как газификация территорий. Как я уже сказал, «Газпром трансгаз Екатеринбург» участвовал в реализации пилотного, первого в России проекта по альтернативной газификации муниципального образования — Староуткинского городского округа в Свердловской области. Суть в том, что СПГ доставляется автомобильными цистернами в отдаленную территорию, куда тянуть газопровод нерентабельно или не представляется возможным. А там создается вся инфраструктура: комплекс по хранению и регазификации СПГ, внутренняя сеть газопроводов, котельные.

— Вы хотите сказать, что часть территории нашей страны может быть газифицирована по такой схеме, при помощи малотоннажного СПГ?

— Какие-то населенные пункты — безусловно. Во многом это вопрос экономической целесообразности. Проект в Староуткинске доказал свою состоятельность. Сейчас на очереди еще один населенный пункт Среднего Урала — пос. Шаля. Мы в этом проекте тоже участвуем: специалисты инженерно-технического центра «Газпром трансгаз Екатеринбург» уже завершили проектирование комплекса по хранению и регазификации СПГ, документ проходит Госэкспертизу.

А в целом хотел бы сказать, что в таких проектах должно учитываться несколько моментов. Во-первых, нужна мощная ГРС, на которой будет возможность производить достаточный объем СПГ. Как правило это станции, подающие газ на крупные промышленные объекты: в нашем случае ГРС № 4 г. Екатеринбурга запитана на Новосвердловскую ТЭЦ — крупный энергообъект, а через ГРС № 1 г. Нижний Тагил голубое топливо идет в крупный промышленный центр, где есть такие гиганты, как НТМК и Уралвагонзавод.

Во-вторых, нужен понятный и реальный потребитель. Это газомоторный транспорт и соответствующая инфраструктура — заправочные станции.

В-третьих, непосредственно территория, в которой может быть реализован проект по альтернативной газификации — перспективный с точки зрения экономики муниципалитет, расположенный на значительном расстоянии от Единой системы газоснабжения.

Наконец, в-четвертых, необходима политическая воля властей. Поскольку такие проекты осуществляются обязательно на принципах софинансирования, где участвуют местные бюджеты разных уровней.

Когда все эти условия совпадают, то нужно все считать, но это уже чисто экономический аспект.