45 лет назад завершилось строительство крупнейшего экспортного газопровода «Оренбург — Западная граница СССР», получившего второе более звучное имя — «Союз». Этот проект стал уникальным по своему размаху. Длина новой трассы, построенной из новых для того времени труб диаметром 1420 мм, составила 2667 км. В ее строительстве приняли участие специалисты из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и других соцстран. Они же стали основными получателями газа из этой магистрали.
«Союз» оказал прямое влияние на развитие «Газпром трансгаз Екатеринбург». По проекту экспортная магистраль должна была получать газ как из Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения, так и из подземных кладовых Западной Сибири. В 1970-е годы масштабные работыразвернулись не только в Оренбуржье и других южных областях СССР, но и на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской, Курганской и Челябинской областей. Рождался мощный Сургутский газотранспортный коридор, состоящий из магистральных газопроводов (МГ) «Комсомольское — Челябинск» и «Уренгой — Челябинск». Параллельно велось строительство магистрального газопровода «Домбаровка — Оренбург», чтобы соединить газотранспортную систему «Бухара — Урал» с головными сооружениями будущего МГ «Союз».
Таким образом, государству удалось решить сразу несколько стратегических задач: создать условия для газификации Зауралья и ряда районов Оренбургской области; наполнить северным газом МГ «Бухара — Урал», компенсировав падающую добычу на Газлинском месторождении; проложить новый газовый маршрут в Центральную Россию через Башкирию и обеспечить бесперебойность экспортных поставок голубого топлива в страны СЭВ.
Сегодня в зону производственной ответственности «Газпром трансгаз Екатеринбург» входят все основные элементы этого масштабного проекта: финальные участки Сургутского коридора, МГ «Бухара — Урал» и «Домбаровка — Оренбург», начальный участок МГ «Челябинск — Петровск» и оренбургская дистанция МГ «Союз».
Увеличенная фотография (JPG, 459 КБ)