Газовая экономика. Как сегодня специалисты работают с голубым топливом

Для предприятий промышленного сектора отечественной экономики одним из ключевых критериев успешного ведения бизнеса, безусловно, является показатель энергоэффективности. При этом нужно понимать, что экономия энергоресурсов тесно связана с еще одним важным аспектом — влиянием на окружающую среду. Особая ситуация складывается на предприятиях топливно-энергетического комплекса, где само производство достаточно энергоемкое, да еще и конечный «продукт» имеет не только энергетическую, но и значительную экологическую составляющую. Насколько успешно с этими задачами справляются российские газовики рассказывается на примере уральской дочки Газпрома в сегодняшнем номере издания АиФ.ru.

ЦИФРА — В ПОМОЩЬ

На днях ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» представило отчет о реализации Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятия за 2021 год. Все показатели были выполнены в полном объеме и даже с превышением целевых значений.

В частности, по данным Отдела охраны окружающей среды и энергосбережения компании, общий объем электроэнергии, сэкономленной в прошлом году, составил порядка 10,5 млн кВт/ч. Не будем сбрасывать со счетов такие вещи, как использование светодиодных ламп и турбодетандеров на газораспределительных станциях, но справедливости ради скажем, что главным образом на такой результат повлияло грамотное распределение нагрузки на электроприводные компрессорные цеха.

Выстраивать газовые потоки с максимальным экономическим эффектом диспетчерам и энергетикам помогают современные цифровые технологии. Специальный программный комплекс позволяет рассчитать оптимальное количество газоперекачивающих агрегатов, которые нужно задействовать для перекачки заданного объема газа. В результате, на электроприводных компрессорных станциях достигается экономия электроэнергии, а на газотурбинных — топливного газа.

ГАЗ НЫНЧЕ ДОРОГ

О том, что за последний год цена газа на мировом, а главным образом, на европейском рынке побила все рекорды слышали, конечно, все. И Россия тут, как говорится, при делах: сегодня доля Газпрома в поставках природного газа в Восточную и Западную Европу составляет треть от общего объема потребления. Соответственно, потери российского голубого топлива, неизбежно возникающие в процессе его транспортировки, это убыток для отрасли и для всей российской экономики. А, значит, и вопрос снижения этих потерь в нынешних условиях имеет уже совсем другой вес.

Впрочем, есть тут и еще один аспект — экологический. Ведь, как правило, потери происходят в ходе выполнения ремонтов, то есть в результате стравливания в атмосферу природного газа из участка трубопровода, на котором будут проводиться работы.

За минувший год уральским газовикам удалось сберечь десятки миллионов кубометров природного газа. И большая часть голубого топлива была сэкономлена как раз при проведении ремонтных работ на газопроводах. К примеру, Оренбургский филиал сберег 6,5 млн кубов, и почти половину этого объема газовики получили в ходе ремонта только одного магистрального газопровода «Оренбург — Новопсков». Но это и неудивительно. Представьте, какие будут потери экономические и, конечно, экологические, если опустошить (читай — стравить в атмосферу!) перед ремонтом 50-километровый «баллон» диаметром 1200 мм?

РЕЦЕПТЫ ЭКОНОМИИ

А теперь о «рецептах», благодаря которым уральские газовики добиваются сбережения газа. Первый и самый эффективный способ — сработка газа через газораспределительные станции: трубопровод в конечном итоге тоже опустошается, но только голубое топливо уходит потребителю. Сегодня подобный метод стараются применять при любых ремонтных работах. Если позволяет режим транспорта газа, участок магистрали или отвода заранее останавливают и по максиму вырабатывают голубое топливо через газораспределительную станцию. А в тех случаях, когда сварочно-монтажные бригады последовательно переходят от одного участка газопровода к другому, серьезной экономии можно достичь и за счет перетекания газа из готовящегося к ремонту в уже отремонтированный участок. Или даже из одной нитки газопровода в другую — параллельную. Этот метод называется на профессиональном языке газовиков: «Перепуск газа».

Впрочем, есть и другие варианты экономии газа во время ремонтов. Так, использование сварных стальных муфт и технология врезки под давлением позволяют вообще избежать стравливания газа в атмосферу.

Стоит упомянуть и примеры экономии, не связанные напрямую с ремонтом газопровода. В масштабах уральского газотранспортного предприятия они дают не такой большой процент от общего результата, но являются примерами высокой культуры производства и бережливого отношения к экологии и использованию энергоресурсов.

Речь, в частности, идет об утилизаторах тепла, установленных на ряде компрессорных станций региональной газовой компании. Горячий выхлоп работающего газоперекачивающего агрегата в них используется для нагрева теплоносителя, который затем подается в радиаторы всех строений на компрессорной станции.

На Шатровской газокомпрессорной станции в Курганской области подсчитали, что таким образом, за счет снижения нагрузки на газовую котельную, получилось сэкономить 350 тысяч кубометров голубого топлива. Другой пример: в Челябинском филиале только за счет настройки оптимального режима работы подогревателей газа на газораспределительных станциях удалось сберечь порядка 300 тысяч кубометров этого самого газа.

В итоге за минувший год в газовой компании было сэкономлено почти 70 млн кубометров природного газа! И резюмируя, все вышесказанное, следует отметить, что это результат деятельности только одного отдельно взятого дочернего общества крупной транснациональной энергетической компании. А их — десятки! И все они реализуют аналогичные Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. И тоже добиваются положительных результатов. Вот и представьте, какой синергетический экономический и экологический эффект создает эта практика в масштабах всей страны.

Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»