История одной врезки. Как сохраняют национальное достояние?
25 лет назад в истории отечественной газовой отрасли произошло важное событие. Впервые была применена уникальная и самая современная технология, благодаря которой газовикам удается теперь экономить огромное количество голубого топлива. Случилось это на Урале, а технология называется «Врезка под давлением». Сегодня такой способ при ремонтах газопроводов используется много где, но тогда это стало настоящим технологическим прорывом.
Пионеры Зауралья
Четверть века назад в Курганской области работники предприятия «Газпром трансгаз Екатеринбург» подключили к газопроводу новый отвод к одному из населенных пунктов, не останавливая при этом прокачку газа. Для этого использовали специальную установку фирмы «Т. Д. Вильямсон» (TDW). На тот момент это было самое современное оборудование мирового класса, и уральцы первыми в отрасли применили его на практике.
Для начала нужно понять, что такое врезка под давлением. Это технология, позволяющая подключать к действующему газопроводу новые отводы или менять дефектные участки трубы без остановки транспорта газа. Ключевым элементом является сверлильная машина. Ее монтируют на специальном разрезном тройнике. Такая конструкция обеспечивает полную герметичность. Дальше кольцевой фрезой вырезают в стенке трубы отверстие. Через него в газопровод вводят заглушку, чтобы перекрыть полость ремонтируемого участка трубы или подключить к тройнику новый трубопровод.
Технология имеет два огромных плюса. Во-первых, это экономический эффект: газ не выбрасывается на ветер — не стравливается в атмосферу. Во-вторых, это эффект экологический. И тот и другой аспекты актуальны сегодня как никогда. За экологию бьется вся планета, а цены на газ (особенно в Европе) растут как на дрожжах.
Можно сказать, что уральские газовики оказались на шаг впереди: они заранее разглядели во врезке под давлением технологию будущего. Правда, сыграл свою роль и конкретный момент.
В тот период на Урале шла активная газификация сельских территорий. Руководство предприятия готовилось к тому, что придется подключать много отводов. Это грозило большими потерями газа, который пришлось бы в прямом смысле слова выкидывать на ветер. А в Советском Союзе как раз велась работа над внедрением технологии врезки под давлением. Были даже реальные экземпляры оборудования, но только два комплекта на всю страну. И уральские газовики решили во что бы то ни стало получить в свое распоряжение один из этих опытных образцов. И получили.
Первая врезка прошла поздней осенью 1990 года в Свердловской области. Эксперимент был признан успешным. Предприятию удалось сэкономить больше двух млн кубометров газа.
«Гастроли» продолжились. Установку возили и в Оренбургскую область, и в Северный Казахстан, но вскоре выяснилось, что технология не доработана. Хотя выглядела она чрезвычайно перспективной: оборудование окупилось уже на четвертой врезке. Тогда руководство уральского газотранспортного предприятия, а было это уже в 1994 году, приняло решение приобрести новый станок от TDW — ТМ-760.
Однако возникло очередное «но». В органах технадзора заявили, что проводить такие врезки могут только сертифицированные специалисты. В России сертификат получить было просто негде, и оборудование почти год стояло без дела. И в декабре 1995-го специалисты предприятия отправились на обучение в Европу, на фирму «Т. Д. Вильямсон». Документ был получен.
В 1997-м удалось сформировать бригаду. Отбирали лучших из лучших. На реальной трубе, находящейся под давлением, сварщики впервые отработали в Шадринске Курганской области в конце того же года.
Расширяя горизонты
Технологию стали применять все чаще. В 2003 году у уральских газовиков благодаря приобретению дополнительного оборудования появились новые возможности по организации ремонтных работ. Тогда же состоялась и первая дальняя командировка: Северный Кавказ, газопровод «Моздок — Кази-Магомед».
Интерес к технологии, освоенной уральцами, продолжал расти. Командировки пошли одна за другой. Объехали работники газовой компании почти всю Россию: видели ямальскую тундру, вологодские леса и Казбек в утренней дымке, подключали поселки и новые месторождения, расшивали узкие места газотранспортной сети, помогали с ремонтами.
Кульминацией стали работы длиною в год на второй очереди Североевропейского газопровода (СЕГ-2), входящего в структуру «Северного потока». Это было десять лет назад. На 900-километровом участке от Грязовца до КС «Портовая» врезали 38 перемычек диаметром 1200 и 1000 мм между первой и второй нитками. При этом сверлили трубу, по которой газ шел под давлением в 92 Атм.
В 2005 году курс обучения сварщиков и операторов врезки под давлением, разработанный уральскими инженерами, занял первое место на конкурсе обучающих программ Газпрома и был рекомендован для всеобщего использования. Первыми обучение, которое было организовано на базе одного из филиалов газовой компании в Челябинске, прошли московские газовики, следом — уфимцы, петербуржцы, пермяки, кубанцы, сургутчане... — значительная часть газотранспортных дочерних обществ компании.
А в 2007 году большая группа специалистов уральского газотранспортного предприятия за освоение технологии ремонта газопроводов, подключения отводов и перемычек методом врезки под давлением стали лауреатами премии ПАО «Газпром» в области науки и техники.
Источник: Еженедельник «Аргументы и Факты»