Малый вклад в большую победу. Как на Урале развивают газомоторный рынок.
Газомоторное топливо давно и уверенно занимает свою нишу на рынке. Во многих странах мира данный вид горючего достойно конкурирует с традиционными бензином и дизелем. В нашей стране в этом направлении тоже наблюдается определенный прогресс. На Урале свой вклад в это движение вносит ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
В России газ в моторах пока не столь популярен, как за рубежом, но этот рынок не стоит на месте. Медленно, но уверенно он завоевывает клиентов не только среди автолюбителей-частников, но и в сфере бизнеса. Коммерческие предприятия все активнее переводят свой транспорт на газ. Поддержка этому направлению оказывается на уровне федерального правительства и региональных властей, в стране сформировались специализированные коммерческие и общественные организации, занимающиеся развитием «газомоторки». Также можно отметить примеры успешной работы на региональном и местном уровне со стороны тех структур, для которых этот вид деятельности является, так сказать, сопутствующим.
Остатки сладки
«Газпром трансгаз Екатеринбург» — 100-процентное дочернее Общество компании Газпром. Территория его производственной деятельности — четыре региона: Свердловская, Челябинская, Курганская и Оренбургская области. А основная задача — транспорт природного газа. В частности, предприятие обеспечивает голубым топливом практически всю промышленность Большого Урала, включая таких гигантов как Магнитогорский и Нижнетагильский металлургические комбинаты, Уралвагонзавод, Северский и Синарский трубные заводы, предприятия Уральской горно-металлургической компании. Трансгаз успешно справляется с этой работой, но наряду с этим в активе у него есть и другие производственные успехи. Локальные, на первый взгляд, но это вклад предприятия в большую победу на энергетическом фронте.
Так, за последние годы объем компримированного газа (КПГ), отпускаемого сторонним потребителям с автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), эксплуатируемых газовиками, вырос почти на 65%.
Примечательно, что четыре года назад большую часть своих АГНКС предприятие передало специализированному Обществу — «Газпром газомоторное топливо». С 2018 года уральцы продолжили эксплуатировать всего восемь АГНКС.
Используются они, в первую очередь, для заправки собственного транспорта и наполнения передвижных автомобильных газонаполнительных заправщиков (ПАГЗ), применяемых как по прямому назначению, так и для снабжения голубым топливом населенных пунктов во время проведения ремонтных работ на газопроводах.
Однако на станциях была также сохранена возможность заправки стороннего автотранспорта.
Реклама — двигатель торговли
Особой положительной динамики от этих АГНКС никто не ждал. Сами станции находятся в стороне от крупных городов и в свое время были признаны неконкурентоспособными с коммерческой точки зрения. Но это тот случай, когда прогнозы не оправдались. Судя по всему, даже в отдаленных районах проявился синергетический эффект от многолетних усилий Газпрома и Правительства РФ по популяризации газомоторного топлива, помноженных на реальный опыт тех автовладельцев, что уже выбрали для своей машины природный газ.
Так или иначе, объемы реализации КПГ «частникам» на восьми АГНКС в последние годы увеличиваются, хотя и неравномерно. Максимальный рост отмечен на небольшой АГНКС села Долгодеревенское, обслуживаемой Челябинским линейным управлением — одним из филиалов газовой компании. За четыре года этот показатель повысился примерно на 63%, а общий объем производства компримированного газа в 2021 году на этой станции достиг рекордного миллиона кубометров.
Доля сторонних заправок в Долгодеревенском заметно превышает те, что приходятся на собственные нужды предприятия. Отчасти это объясняется активной «маркетинговой политикой» самих челябинцев. Так, в декабре 2019 года на автомобильной трассе перед поворотом на АГНКС они установили новую стелу-указатель. Результат не заставил себя ждать, и уже в первые месяцы 2020 года здесь отметили 20-процентный рост числа заправок со стороны частных автовладельцев.
Источник: Еженедельник «Аргументы и Факты»