А у нас в машинах газ. Как сжиженное топливо попадает к потребителям
«Газпром трансгаз Екатеринбург» продолжает активно развивать новый вид бизнеса — малотоннажное производство сжиженного природного газа (СПГ). Недавно уральская дочка Газпрома подвела итоги выполнения программы по поставке СПГ в Республику Казахстан. Но это лишь часть большого проекта, реализуемого газотранспортным Обществом, которое, к слову, является обладателем уникальной технологии производства сжиженного метана.
Екатеринбург — Нур-Султан — транзит
В ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» официально отчитались о своей работе в рамках международного контракта, по которому на протяжении последних лет осуществлялись поставки СПГ в Республику Казахстан. Так, в 2019 году в соседнее государство было отгружено чуть более девяти тысяч тонн готовой продукции.
Уральское газотранспортное предприятие осуществляет поставки СПГ в Казахстан с 2017 года. При этом объемы отгрузки СПГ стабильно росли. В первый год сотрудничества в Казахстан было отправлено почти 2,7 тыс. тонн жидкого метана, в 2018-м — 7,7 тыс. тонн, а за 12 месяцев минувшего года этот показатель немного превысил планку в 9 тыс. тонн СПГ.
Продукция доставляется в Казахстан на специальных автомобилях, оборудованных криоцистернами. Один такой метановоз за раз берет на борт до 18 тонн сжиженного метана. Машины заправляются на комплексе по производству СПГ на газораспределительной станции (ГРС) № 4 г. Екатеринбурга, где и применена уникальная технология сжижения метана.
Она разработана инженерами Общества и защищена патентом. Это технология малотоннажного производства СПГ с использованием энергии потока транспортируемого газа при перепаде давления между магистральным и распределительным газопроводами с помощью турбодетандерной установки. Она уже доказала свою энергетическую и экономическую эффективность: расходование энергии на производство СПГ по турбодетандерному циклу в 13 раз меньше, чем при обычном производстве.
— Таким образом, всего за три года в соседнюю республику поставлено более 19,4 тыс. тонн готовой продукции. Для Общества, которое выпускает треть ежегодного объема малотоннажного СПГ, производимого в Газпроме, это своеобразный рекорд, — отметили в службе по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
Тагил рулит!
Главным образом уральский СПГ предназначен для альтернативной газификации столицы государства — г. Нур-Султана. Работа осуществлена в рамках реализации международного контракта, подписанного в конце 2016 года между ООО «Газпром экспорт» и компанией Global Gas Regazification (РК). И, кстати, это первый международный контракт на поставку российского малотоннажного СПГ.
Сегодня «Газпром трансгаз Екатеринбург» производит малотоннажный СПГ на ГРС № 4 г. Екатеринбурга (мощность комплекса — 3 т. в час), а также на автомобильной газонаполнительной компрессорной станции г. Первоуральска (800 кг. в час).
На этом предприятии останавливаться не собираются. Еще один комплекс по малотоннажному производству СПГ планируется построить на ГРС № 1 г. Нижнего Тагила. Его производительность составит 5 тонн продукции в час. Фактически объем производства малотоннажного СПГ, производимого в «Газпром трансгаз Екатеринбург», увеличится вдвое. Соответственно, Общество готово рассматривать заявки потенциальных потребителей.
— По землеотводу в ближайшее время будет получено разрешение от Свердловской области на вынос границы жилой застройки. Соответственно, мы получим разрешение на строительство завода на ГРС № 1 г. Нижний Тагил. В профильном Департаменте Газпрома тоже все вопросы сняты: есть полная поддержка, — говорит генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Алексей Крюков. — Также в прошлом году наши специалисты начали проектировать комплекс по приемке и регазификации СПГ для поселка Шаля. Это еще один муниципалитет в Свердловской области, где планируется реализовать проект беструбопроводной газификации, такой же как успешно реализованный в поселке Староуткинск.
Газ — в моторы
Между тем «Газпром трансгаз Екатеринбург» не менее активно участвует еще и в продвижении СПГ в качестве газомоторного топлива. Автопарк предприятия поэтапно переводится на метан.
Только в 2019 году для нужд филиалов Общества закуплено 73 единицы — это самое большое поступление газомоторной техники за последнюю пятилетку. Уральские газовики приобрели автобусы, легковые, грузовые и грузопассажирские автомобили на шасси «УАЗ», «ГАЗель» и «ГАЗель Next», «Урал» и «Урал Next».
Есть среди новинок уникальные образцы. К примеру, автомобиль-фургон для перевозки ремонтных бригад «Урал Next» производства миасского завода «Урал» одновременно заправляется и компримированным, и сжиженным природным газом. Согласно техническим характеристикам, восемь баллонов вмещают около 900 КПГ, а криогенный бак — еще 450 литров СПГ, что позволило увеличить пробег транспортно-бытовой машины без дозаправки примерно в два с половиной раза. Еще одно крупное приобретение — первый российский автобус большого класса «ЛиАЗ-529016», работающий на газомоторном топливе.
За последние три года автопарк предприятия пополнился на 183 единицы газомоторной техники. Перевод парка эксплуатируемых в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» авто на газ продолжится.
Источник: Газета «Аргументы и Факты — Урал»