Интервью члена Правления, начальника Департамента ПАО «Газпром» Вячеслава Михаленко корпоративной газете «Трасса»
— Основным стратегическим направлением было и остается обеспечение надежного транспорта газа и газоснабжение потребителей. При этом мы проводим активную работу не только в Российской Федерации, но и за рубежом, в организациях с долевым участием ПАО «Газпром»: в Республиках Армения и Беларусь, Киргизской Республике, активно сотрудничаем с коллегами из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана.
Наряду с реализацией проектов транспорта газа ведется работа по созданию производственных мощностей подземного хранения газа (ПХГ). Основные задачи здесь — поддержание достигнутого уровня мощностей газохранилищ и повышение гибкости системы ПХГ России за счет создания небольших пиковых газохранилищ в кавернах каменной соли. Они позволят сохранять производительность при увеличении объема отбора газа. Еще один важный момент — обеспечение мощностями ПХГ дефицитных регионов России: новые объекты планируется разместить в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах. Разумеется, в поле зрения — обеспечение необходимых мощностей ПХГ для надежности экспортных поставок. В общем, мы стремимся обеспечить максимально оптимальное развитие системы ПХГ в России и за рубежом в увязке с развитием ЕСГ и новых экспортных газопроводов.
Так, в 2017 году введены производственные мощности Калининградского и Пунгинского ПХГ, ведется реконструкция действующих и строительство новых объектов. В 2018-м запланирован ввод в эксплуатацию Волгоградского ПХГ, обеспечивающего надежность поставок газа потребителям Волгоградской области, а также с возможностью подачи газа в экспортный магистральный газопровод «Починки — Изобильное — Североставропольское ПХГ».
Эффективность управления техническим состоянием во многом зависит от точности планирования и адресности предлагаемых технических и управленческих решений. ПАО «Газпром» ведет работу по внедрению Системы управления техническим состоянием и целостностью (СУТСЦ) объектов газотранспортной системы.
В целях оптимизации защиты трубопроводов от коррозии внедрена система коррозионного мониторинга (СКМ), в которую поступает вся информация по защищаемому объекту. Она является неотъемлемой частью системы управления техническим состоянием и целостностью газотранспортной магистрали. Сегодня СКМ обеспечивает оптимальные параметры работы противокоррозионной защиты объектов без приглашения специализированных бригад, что существенно сокращает затраты на пуско-наладочные работы и эксплуатацию объекта в целом.
Еще один уникальный проект — система оценки соответствия газораспределительных станций требованиям методико-регламентной базы с использованием риск-ориентированного подхода. Для обеспечения потребителей дополнительными объемами газа мы задействуем резервы производительности ГРС ПАО «Газпром». В течение 2017 года получен прирост производительности для 15 объектов на 242 тыс. куб. метров в час. Этого результата мы достигли, во-первых, без привлечения инвестиций в реконструкцию, а, во-вторых, без снижения надежности работы ГРС. Учитывая положительный опыт, данная работа продолжается и в настоящее время.
— Насколько эффективно, на Ваш взгляд, реализуется в Газпроме программа импортозамещения?
— Применение отечественного оборудования — еще одно приоритетное направление развития компании. Существует ряд факторов, не позволяющих полностью исключить поставки зарубежного оборудования и материалов по некоторым производственным направлениям. Однако в июне 2016 года была утверждена и успешно реализуется Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2025 года. Ее главная цель — последовательное внедрение современного оборудования и материалов отечественного производства. За сравнительно небольшой промежуток времени она позволила реанимировать целые сегменты отечественных производственных мощностей, обеспечила загрузку заводов, занятых выпуском нефтегазового оборудования. Хочу отметить, что отечественные материалы и оборудование не уступают, а во многих случаях и превосходят зарубежные аналоги.
Чтобы не быть голословным, приведу примеры. Сейчас прорабатывается вопрос адаптации мощностей заводов-изготовителей к производству поршневых газоперекачивающих агрегатов мощностью 2–4 МВт. С предприятиями-изготовителями ведутся разработки в области создания новых электрогенерирующих источников. В частности, для электроснабжения объектов линейной части магистрального газопровода «Сила Сибири» предусмотрено применение российских автономных энергоустановок малой мощности, созданных на базе различных источников энергии.
В настоящее время на полигоне АО «Газпром оргэнергогаз» проводятся квалификационные испытания пилотного образца АГРС-НП (автоматизированная газораспределительная станция нового поколения). При этом речь идет о станции разработанной отечественным изготовителем по самым современным требованиям с использованием энергонезависимых и малолюдных технологий транспортировки газа.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем расширять сотрудничество с российскими производителями. Одновременно ужесточаем требования к качественным, функциональным, технологическим и стоимостным характеристикам оборудования для ГРС. Уже определен и следующий горизонт технического развития: АГРС-НП второго поколения. Могу сказать, что мы, безусловно, рассчитываем на прорыв в данном направлении.
— Расскажите, пожалуйста, о спутниковых технологиях, которые в последние годы внедряются на предприятиях компании.
— По поручению заместителя Председателя Правления ПАО «Газпром» Виталия Анатольевича Маркелова в 2015–2017 годах дочернее общество «Газпром космические системы» апробировало инновационную отечественную разработку автоматизированной системы дистанционного управления крановыми узлами через спутниковый канал связи (АСДУК-ПКС). Этот проект был реализован на базе отечественного оборудования и технологий. Сигналы телемеханики передаются по спутниковому каналу системы «Ямал», автономность работы оборудования обеспечивают аккумуляторные батареи. В условиях реальной эксплуатации газотранспортной системы ПАО «Газпром» еще встречается немало «белых пятен». Система АСДУК-ПКС позволит минимизировать их количество, что повысит надежность, безопасность и управляемость Единой системы газоснабжения (ЕСГ).
— Где проходила обкатка комплекса?
— Опытная эксплуатация и испытания прошли в двух дочерних обществах — ООО «Газпром трансгаз Ухта» и ООО «Газпром трансгаз Москва». В самых жестких климатических условиях, я имею в виду Коми, подтвердились характеристики системы АСДУК-ПКС и возможность автономной работы оборудования на крановом узле. По итогам опытно-промышленной эксплуатации «Газпром космические системы» и «Газпром проектирование» подготовили технико-экономическое обоснование, применение данной системы для конкретных условий эксплуатации признано экономически выгодным.
Уже запланировано внедрение новой технологии в условиях горной местности — на линейной части газотранспортной системы «Газпром Кыргызстан». Оно должно завершиться к 2020 году. Сейчас мы изучаем потребности в подобном оборудовании других дочерних газотранспортных обществ, в том числе ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
— Для нашего Общества особенно близка и интересна тема малотоннажного производства СПГ. Хотелось узнать о планах Группы «Газпром» по производству и использованию сжиженного природного газа в качестве моторного топлива.
— Наш опыт сотрудничества с компаниями по внедрению природного газа в качестве моторного топлива свидетельствует о наличии потенциального внутреннего рынка СПГ. Разумеется, при условиях надежного и стабильного снабжения потребителей, а также гарантии качества товара и его приемлемой стоимости. Кроме того, сжиженный газ востребован на внутреннем рынке не только как моторное топливо, но и как энергоноситель для автономной газификации. В 2017 году создана специализированная компания — ООО «Газпром СПГ Технологии», которая отвечает за производство оборудования и строительство комплексов по сжижению природного газа (КСПГ). Сфера ее деятельности охватывает полный производственный цикл: проектирование и строительство КСПГ, их эксплуатация, производство и транспортировка СПГ.
— Существуют разные технологии малотоннажного производства СПГ, на какую сделана ставка в Газпроме?
— Внедряемая технология получения СПГ оптимизирована под установку малотоннажных комплексов на газораспределительных станциях. Это детандер-генераторные и детандер-компрессорные агрегаты с возможностью выработки электроэнергии на собственные нужды. Производительность разных моделей КСПГ — полторы, три и пять тонн сжиженного газа в час.
При реализации проекта будет применяться высокоэффективное оборудование отечественного производства. На начальном этапе планируется построить шесть малотоннажных КСПГ суммарной производительностью свыше 170 тыс. т СПГ в год. Это топливо предназначено для заправки газотурбовозов на участке от станции Войновка до станции Сургут Свердловской железной дороги, а также железнодорожного транспорта полуострова Ямал на участке «Обская — Карская», автотранспортных средств на маршруте «Москва — Санкт-Петербург». Кроме того, в Газпроме запланировано развитие криогенной инфраструктуры на международном транспортном маршруте «Европа — Западный Китай».
— Как реализуется программа по использованию природного газа в качестве моторного топлива на собственном транспорте компании?
— Действительно, Департамент совместно с дочерними обществами ПАО «Газпром» разработал Программу по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте организаций Группы «Газпром». Все действуют по плану. Газпром также заключил договоры с ПАО «КАМАЗ» и ООО «УК „Группа ГАЗ“ на поставку и проведение опытно-промышленной эксплуатации автотранспортных средств, работающих на СПГ. Тяжелая техника, включая седельные тягачи, поступила в пять дочерних обществ компании. Это „Газпром ПХГ“ и газотранспортные предприятия Санкт-Петербурга, Чайковского, Томска и вашего Общества. По результатам опытно-промышленной эксплуатации будет проведен анализ показателей надежности и технико-экономических показателей работы автотранспорта на СПГ в условиях реальной эксплуатации. После этого определим оптимальный сегмент его использования в организациях Группы „Газпром“.
Источник: Газета «Трасса» № 17 (400), 07.09.2018